Всероссийский семинар-практикум Толстобокова О.Н. по острым вопросам применения 223-ФЗ и 44-ФЗ 16-18 октября 2017 в Санкт-Петербурге с выдачей Диплома о профессиональной переподготовке

Всероссийский семинар-практикум Толстобокова О.Н. по острым вопросам применения 223-ФЗ и 44-ФЗ

с выдачей

Диплома о профессиональной переподготовке
«Эксперт в сфере закупок»

258 академических часов

16-18 октября 2017 года

г. Санкт-Петербург,
отель «Москва»

«Сформированная практика закупок: Эффективные стратегии защиты интересов заказчиков при выявлении нарушений. Практика прокурорских проверок, контроля и надзора закупок ФАС РФ на практических примерах и в форме тренингов. Техническое задание-2017: как совместить потребности организации и требования закона № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Импортозамещение в государственных и корпоративных закупках. Пресечение формального и недобросовестного отношения к закупкам на практических примерах в форме тренингов, кейс-стади и квестов"Дисквалификация руководителей за нарушения в сфере закупок»

 

Семинар проводит: Толстобоков Олег Николаевич - референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, эксперт в области государственных и общественных закупок; член инспекции по осуществлению внеплановых проверок Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ (Свидетельство Министерства Юстиции РФ № 2390 от 28.04.2016). Практический опыт: В 2008-2011 гг. заместитель начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России); В 2011-2013 гг. инспектор Счетной Палаты РФ, один из разработчиков Федерального закона № 223-ФЗ, подзаконных нормативных правовых актов и ряда поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ.

 

ПРОГРАММА 16-17 октября 223-ФЗ:

09.30-10.00 РЕГИСТРАЦИЯ
10.00 -17.00 Обучение
11.00-11.30 Кофе-брейк
13.00-14.00 Обед

1. Развитие системы корпоративных закупок в 2017-2018 годах: позиция Счетной палаты РФ по проблематике применения Федерального закона № 223-ФЗ (на основе промежуточных итогов экспертно-аналитического мероприятия): 

  • ПРАВИЛА стандартизации закупочного процесса и формирование единой закупочной политики в крупных холдинговых компаниях;
  • Результаты проведенной СП РФ проверки сведений реестра договоров (типы и виды нарушений);
  • Проверки достоверности информации, размещаемой корпоративными заказчиками в ЕИС: пути применения административной ответственности; 
  • Индивидуальный характер электронных форм закупок: правомерность временных, трудовых и материальных затрат потенциальных участников закупок;
  • Ограничения выбора способа закупки без торгов (в случаях бизнес-необходимости, с разрешения генерального директора, согласованию возможности заключения договора с вышестоящей организацией, при возможности приобретения товаров и иных активов по существенно сниженным ценам, а также при наличии иных обстоятельств, требующих проведения закупки именно у единственного поставщика);
  • Ограничения проведения заказчиком централизованных закупок, как критерий эффективности расходования средств;
  • Закупки для СМП (ССП) маленькими заказчиками, обязанность проведения которых не установлена законодательством о закупках как ориентир на установленные № 223-ФЗ цели и принципы, но нарушение антимонопольного законодательства.

КЕЙС-стади: Условия возникновения коррупционных проявлений при осуществлении закупок (на основе проверок соблюдения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований).

1.2. Приемы контрольно-надзорных органов, применяемые для выявления нарушений организаторов закупок: практика реализации и АНОНС новых подходов. 

КЕЙС-стади: Правовые последствия для должностных лиц, возникающие при проведении сотрудниками прокуратуры мониторинга ЕИС:

  • Протесты на содержание положений о закупке в силу неопределенностей и произвольного толкования, а также необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил;
  • Перечни индикаторов контроля с учетом функциональных особенностей ЕИС;
  • Процессуальные требования № 223-ФЗ, не обеспечивающие невиновность должностных и юридических лиц; 
  • Соотношений требований положения о закупках и Закона № 223-ФЗ: примеры из актов проверок;
  • Доводы должностных лиц, противоречащие фактическим обстоятельствам выявленных противоправных действий и направленные на попытки избегания ответственности (административной, уголовной).

КВЕСТ: НОВЫЕ подходы ФАС России к применению мер административной ответственности: сравнительный анализ правоприменительной практики 2017 года с предшествующими периодами 
(штрафы и должностным и юридическим лицам за одно и тоже правонарушение, применение разных штрафов за одинаковые нарушения, взыскание нескольких штрафов за нарушения Закона о закупках при заключении одного договора, а также персональные штрафы всем членам закупочной комиссии, включая секретаря и председателя комиссии и т.д.)

Отказ от применения Закона о КС (№ 44-ФЗ) отдельными видами юр. лиц и неправомерность действий в рамках № 223 –ФЗ и Положения о закупках (на примерах ГУП, МУП). Перспективы практики применения штрафов в 2017 году:
Заключение договоров у единственного поставщика по 223-ФЗ для обеспечения одного и того же обязательства по нескольким контрактам, заключенных в рамках 44-ФЗ: буквальное прочтение законодательства и обзор разъяснений Минэкономразвития России;

  • Законность постановлений УФАС России о привлечении должностных и юридических лиц за неприменение Закона о КС при выборе поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • Особенности защиты лиц, осуществляющих функции по организации и осуществлению закупок в случаях наложения штрафов за каждое совершенное правонарушение: положительная и отрицательная практика.

Дисквалификация генеральных директоров, а также оборотные штрафы юридическим лицам в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг): реализация в практике, специфика судебного обжалования и нюансы применения на КОНКРЕТНЫХ примерах: 

  • Дисквалификация как лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: ОБЗОР ЖАЛОБ генеральных директоров ООО, ПАО и др. на постановления мировых судей;
  • Протесты прокуратуры на определения мировых судей при возвращении дел в отношении ООО, ПАО для устранения недостатков при выявлении неисполненных обязательств по контрактам;
  • Имущественный ущерба в крупном размере по причине срыва исполнения контрактов и в дезорганизации деятельности заказчиков: позиции прокуратуры;
  • Несостоятельность доводов защитников генеральных директоров юр. лиц: обзор типовых ошибок (по материалам судебных разбирательств 2016-2017 годов). 

17 октября 

2. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на грани дозволенного - их законность и обоснованность как НОВАЯ практика контроля и надзора 2017 года: 

  • Нарушения ограничений по сумме договоров, заключаемых у ед. поставщика, предусмотренного положением о закупке: обзор практики применения штрафов;
  • Увеличение в положении о закупке суммы прямого договора со 100 тысяч до 2 млн. рублей: плюсы и минусы;
  • Ущемление имущественных интересов участников закупок при заключении договоров с ед.поставщиками: расчет упущенной выгоды и внеплановые проверки на предмет соблюдения антимонопольного законодательства;
  • Подача жалоб в ФАС России при осуществлении закупок у ед. поставщика: конкретные примеры обоснованных и необоснованных доводов заявителей;
  • Обоснование закупок у единственного поставщика: типичные ошибки и анализ досудебной и судебной практики в части исключительности закупок без применения конкурентных способов;
  • Пошаговый алгоритм признания недействительными договоров, заключенных с ед. поставщиками в судебном порядке;
  • Правомерность подведения итогов закупки у ед. поставщика ранее установленных дат в извещении, не обоснования цены договора, не включения в план закупок, «десятидневного моратория» на заключение прямого договора: позиции ЦА ФАС и УФАС России;
  • Протокол закупки у ед. поставщика: все «за» и «против»;
  • Безошибочное отражение коммунальных договоров, заключенных   1 января 2017 в реестре договоров: позиции прокуратуры и УФАС России;
  • Предотвращение негативных последствий закупок у ед. поставщика силами организатора закупки.
  • ОБЗОР протестов и требований прокуратуры незаконно предусматривающих возможности закупок у ед. поставщика;

3. Импортозамещение (преференции отечественным поставщикам, подрядчикам, исполнителям) в корпоративных закупках. Пути и способы реализации ПП РФ от 16.09.2016 № 925:

  • Легитимные способы неприменения ПП РФ с позиции ЦА ФАС и УФАС России (правомерность требований исключительно российских товаров, указаний страны происхождения «Россия» в ТЗ, отсутствие в положении о закупке сведений о необходимости установления преференций и т.д.);
  • Требования положений о закупках прошедших контроль организаторов закупок в части применения преференции и право заказчика о применении ПП РФ № 925;
  • Неверное определение победителей закупок по причине отсутствий сведений о преференциях в документации о закупке. Практика УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок;
  • Обязательные условия приоритета российских товаров, работ, услуг при реализации   ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 в закупках обороны и безопасности (включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей) и закупки работ по герметизации межпанельных швов в многоквартирных домах, оказания услуг по охране, приобретения бульдозера;
  • Правомерность неисполнения предписаний УФАС России о внесении изменений в положение о закупке в части установления требований о преференциях: обзор практики 2017 года;
  • Декларирование страны происхождения товара «Россия» как российского производителя или производителя одной из стран Евразийского экономического союза: неукоснительное соблюдение «духа» и буквы» ПП РФ № 925;
  • Последствия некорректного толкования ПП РФ в отношении России и еще 170 странам-участниц ВТО и ЕврАзЭС (США, Япония, Украина, Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.);
  • Преимущество, благоприятствование, привилегия, иммунитет товарам, производимым на территории Китайской Республики: правовые причины с позиции ЦА ФАС России;
  • Диспозиции нормы пункта 1 ПП РФ № 925 в отношении товаров российского происхождения по отношению к странам участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза: ПРАКТИКУМ рассмотрения жалоб участников закупок в ЦА и УФАС России.

КВЕСТ: Действия членов закупочной комиссии, в случае указания участником закупок предлагаемых к поставке ФРУКТОВ (апельсины и яблок) РОССИЙСКОГО происхождения.

4. ДОСТОВЕРНОСТЬ указываемой в заявках информации о функциональных характеристиках предлагаемых к поставке товаров, качестве работ, услуг: сомнения заказчиков, приемлемые доказательства информации, не соответствующие действительности.

  • Недостоверность коммерческих и договорных условий заявки: как основание не допуска заявок;
  • Ошибки запросов заказчиков, направляемых с целью подтверждения недостоверности сведений и информации, указанных в заявке.
  •  УДОБНЫЕ, бесплатные, надежные ПРОГРАММНЫЕ средства приемлемые для ПРОВЕРКИ финансовой устойчивости, аффилированности, информации о конечных бенефициарах и пр.;
  • Заблуждения служб безопасности организаторов закупок при выявлении и обосновании недостоверной информации: позиции УФАС России;
  • Возможности выездных проверок специалистов заказчиков для подтверждения соответствия участников, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с квалификационной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации: неоднозначная и противоречивая реакция ФАС России.

5. Коммерческая и государственная тайна как основания не публикации информации о закупках в ЕИС: особенности применение требований ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Закона о государственной тайне от 21.07.1993 №5485-1: 

Право раскрывать информацию о договорах, содержащих конфиденциальную информацию (контактных лиц с указанием должности и контактных телефонов); 

  • Установление режима коммерческой тайны в заявках для подтверждения соответствия требованиям заказчика;
  • Лицензию ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в открытых закупках: классификация нарушений организаторов закупок. 

6. Начальная (максимальная) цена договора (НМЦД) и цена договора (ЦД): обоснование формирования, включение в документации, выявления завышения и занижения НМЦД и ЦД:
Требования № 223 –ФЗ в части порядка обоснования НМЦД;

  • Завышение цены как доказательство ограничения участников закупки;
  • Отклонение заявок с ценами, завышенными за счёт предложения условий, существенно превышающих требования заказчика;
  • Приемлемые контрольными органами доказательства, подтверждающие занижение цен, не позволяющих выполнить работы, оказать услуги;
  • Перечень расходов, включаемых в НМЦД и ЦД;
  • Сокращение издержек заказчика при формировании НМЦД на закупку нового оборудования, технического обслуживания имущества, аттестации и обучения персонала и т.д.
  • Ошибки письменного и цифрового указания НМЦД в извещениях, закупочных документациях, протоколах и договорах, а также противоречия ЦД в финансово-коммерческих и технических предложениях: пути минимизации ответственности
  • Отсутствие конкретной НМЦД договора в качестве доказательство ограничения количества участников закупки;
  • Критерии невозможности формирования участниками ценового предложения в заявках: не правомерные объектные и локальные сметы, наличие опыта поставок в размере не менее 20 % НМЦД, договора длительного жизненного цикла.

6.1. Демпинговые цены при проведении закупок: существенное занижение предлагаемых цен исполнения договора и алгоритм действий организатора закупки:

  • Дополнительные основания для отклонения заявок с демпинговыми ценами ка противоречия требованиям Закона о закупках;
  • Неправомерность требований представления в составе заявки дополнительного обоснования демпинговой цены договора;
  • Подтверждения обоснования демпинговой цены и законные запросы экономической обоснованности и расчета 

КЕЙС-стади: Проверка условий положения о закупке ПАО «….» в части правомерности запроса структуры предлагаемой цены и сомнения в возможности Претендента/Участника надлежащим образом исполнить Договор на условиях, предложенных в заявке (на основе решений ЦА ФАС России 2017 года).

6.2. Альтернативные предложения цены договора в заявках (переторжка) как процедура которая заведомо ставит участников в неравные условия.
Существенные нарушения оформления документов для участия в переторжке;

  • Трудности документаций о проведении постквалификации и переторжке;
  • Предпочтительность заявок путем добровольного снижения первоначально указанной в заявке цены;
  • Содержание итогового протокола по результатам проведения переторжки;
  • Специфика улучшающего (снижающего) текущее (наиболее низкого) предложения о цене договора в функционалах ЭТП.

7. Нивелирование планирования закупок: проведение закупок без информации, включенной в план закупок:
Актуализация версий плана закупок в ЕИС в силу положений ПП РФ № 932;

  • Тождество количественных и ценовых показателей объекта поставки, способ ее размещения, минимально необходимых требований, предъявляемых к закупаемым товарам (работам, услугам) с показателями, указанными в Документации о закупке: позиции прокуратуры, счетной палаты РФ и ФАС России;
  • Отягчающие и смягчающие вину должностного и юридического лица, обстоятельства при выявлении фактов несоблюдения порядка планирования закупки: рекомендации с учетом сложившейся практики применения штрафов. 

8. Своевременное размещение в ЕИС информации о закупках с нарушениями порядка их публикации, как основание применения штрафов от 10 000 до 300 000 рублей:

  • Обязательность применения ПП РФ от 10.09.2012 №908 при работе в ЕИС в 2017 году;
  • «Графический» и «электронный» вид отдельных документов публикуемой информации при заполнения экранных форм веб-интерфейса нового функционала ЕИС;
  • «Перечни вносимых изменений» в документы, публикуемые в ЕИС: обзор ошибок, выявленных контрольными органами; 
  • Специфика обжалований действий организаторов закупок в случае выявления фактов не надлежащего размещения в ЕИС сведений о закупке; 
  • Внутренние документы, поименованные в Положении о закупке, регламенты заказчика, регулирующие закупочную деятельность и взаимодействие между отделами и подразделениями заказчиками в качестве обязательных для публикации в ЕИС.

9. Не формализованные и не однозначные требования документаций: правила установления измеряемых требований с целью недопущения применения штрафов к виновным должностным и юридическим лицам:

  • Толкование терминов опыт «аналогичных проектов», «финансовое состояние участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по Договору не ниже рейтинга «С»», «необходимые для выполнения работ по предмету аукциона, сертифицированные (аттестованные) в технической области специалисты» и др.;
  • Требования к составу заявки, позволяющие установить форму коммерческих, квалификационных, технических и договорных  предложений: положительные примеры и рекомендации к практическому внедрению;
  • АВТОРСКИЙ сравнительный анализ правоприменительной практики «Неизмерямые требования к участникам» за период с 2013 по 2017 годы: спорные позиции, выводы, рекомендации по недопущению.

9.1. Легитимность обязательных требований к участникам закупок: классификация нарушений и критерии необоснованности требований, устанавливаемых заказчиками:

  • Отсутствие просроченных задолженностей и обязательств перед заказчиком, отсутствие счетов в «мелких» банках, судебных решений по искам третьих лиц как факторы, влияющие на исполнение договора: позиции «за» и «против»;
  • Договора поставки как документы, подтверждающие опыт поставок как обязательное требования к участникам;
  • Требования о наличии сотрудников в штате как приоритетная форма организации отношений между сотрудником и работодателем;
  • Допустимость установления требований о предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС.

10. Описание объектов закупок: критерии и правила допустимости использования разрешенных и запрещенных приемов организаторами закупок (анализ практики контроля за период внесенных с 1 июля 2016 г. изменений в 223-ФЗ по настоящее время):

  • Завышенные и необоснованные требования к техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг;
  • Неценовая либо ценовая конкуренция в закупках: отличительные особенности нескольких производителей и нескольких участников закупок;
  • Тождество/разница терминов «аналог» «эквивалент» сложности указания их параметров;
  • ТУ изготовителя на конкретную продукция: допустимость указания реквизитов с позиции Минэкономразвития и практики контроля ФАС России;
  • Перечень стандартов, ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм, технических регламентов в описаниях объектов закупки НА КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ;
  • Единицы измерений и единицы величин: правильность указания в тех. задании;
  • Приемы написания тех.заданий, не свидетельствующих о нарушениях организаторов закупок: позиции ФАС России.

10.1. Сертификаты соответствия или декларации о соответствии техническим регламентам, ГОСТ Р, ТУ как подтверждение качества закупаемых товаров: требования в тех. задании и (или) заявках участников как обременение участников закупок и нарушение положений ст. 456 ГК РФ.

ПРАКТИКУМ: Обоснования позиций контрольных органов в части допустимости требований сертификатов качества, соответствия PCI PTS 3.0, EMVCo Letter of Approval - Terminal Level 1,  PayPass 3.0, ISO 9001, а также пути снижения персональной ответственности членов закупочных комиссий в случае отклонения заявок по причине непредставления сертификатов.

10.2. КРУПНЫЙ ЛОТ - формирование путем включения функционально и технологически не связанных товаров, работ, услуг как основание сокращения издержек заказчика и эффективного расходования денежных средств:

  • Объединение лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности в одном лоте: пути обхода правила формирования лота;
  • Предмет закупки и комплексная поставка разных товаров, работ, услуг: позиции ФАС России и судов; Ошибки распределения объемов закупки между двумя победителями;
  • Разные товарные рынки в одном лоте как ограничение потенциального количества участников, желающих принять участие в Закупке: сформированная позиция Верховного суда РФ.

11. Порядок оценки заявок: как нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов:

  • «Сугубо ориентировочная» и «фактическая» дата оценки и сопоставления заявок: допустимость оценки и сопоставление заявок, ранее указанных в извещении о закупке дат; 
  • Злоупотреблением правом установления критериев оценки заявок «принадлежность к офшорным зонам», «опыт выполнения работ только на территории города», «наличие АЗС на пути следования транспортных средств заказчика» и др.) как создание преимуществ определённым участникам закупок;
  • Формирование порядка оценки без учета объективного документального подтверждения как доказательство неправомерных действий заказчика;
  • «Цена договора» как обязательный/не обязательный критерий оценки: различные позиции прокуратуры и ФАС России;
  •  Проблемы раскрытия порядка применения и содержание «сравнительного метода», а также сведений о том, как должна производиться оценка и сопоставление заявок (порядок присвоения баллов) участников по каждому из указанных подкритериев;
  • Субъективный характер оценки заявок по критериям, установленным в документации и достоверность информации о присвоении баллов, по среднеарифметической оценке, всех членов комиссии; 
  • Возможность оценки заявок по критериям и в порядке, не указанным в документации;
  • Степень предпочтительности критериев оценки по стоимостным и не стоимостным показателям, а также порядок расчета баллов как свидетельство правомерных действий заказчика; 
  • Прокурорские ПЕРЕПРОВЕРКИ действий членов комиссий при оценке заявок (выявление фактов необоснованного присвоения максимальных и минимальных баллов участникам закупок, начисление баллов при отсутствии подтверждающих квалификацию и опыт документов): тактика защиты членов комиссий.

12. ОТКАЗ от заключения договора и ОТКАЗ от закупки. Немотивированное непринятие заказчиком ответственности:

  • Отмены процедур определения поставщика в соответствии с Положением о закупке как противоречие /не противоречие положениям Закона о закупках (№ 223-ФЗ), Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ): разбирательство спорных ситуаций;
  • Уведомления (письмо) о прекращении закупки: специфика размещения в ЕИС;
  • Изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ в качестве неправомерных принятий решений заказчиков об отмене проведения закупок;
  • Отказ от заключения договора как необоснованное преимущество заказчику, ущемляющее экономически более слабую сторону в правоотношениях — участника закупки: позиции ФАС и судебная практика.

13. Ежемесячная ОТЧЕТНОСТЬ до 10 числа как нарушение прозрачности закупки и создание предпосылок к коррупционным проявлениям:

  • Неполная, искаженная отчетность заказчиков: позиции УФАС России и прокуратуры в части включения сведений о мелких закупках;
  • Внесение изменений в ежемесячную отчетность при заключении доп. соглашений: позиции Минфина России и прокуратуры;
  • Нерабочий день 10 число и допустимость переноса предельного срока публикации в ЕИС;
  • Не отражение в отчете 3 конкурентных закупок и применение штрафа в размере 110 000 рублей виновному автономному учреждению: рекомендации по минимизации мер ответственности;
  • Неприемлемые варианты реализации планов мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, размещаемых отчетов в ЕИС;
  • Обязательность отсканированного документа в содержании отчета с перечнем всех категорий закупок заказчика;
  • Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение требований № 223-ФЗ об ежемесячной отчетности.

14. Реестр договор: ошибки направления информации о заключении, изменении и исполнении договоров (по материалам прокурорских проверок):

  • Нарушения сроков направления сведений в реестр договоров по причине умысла и (или) неосторожности должностных лиц заказчиков;
  • Право электронной подписи и выявление виновных лиц при назначении штрафов в размере от 2 000 руб. до 110 000 рублей;
  • Пути исправления ошибок с целью предотвращения последствий в случае выявления нарушений ведения реестра договоров;
  • Доказательства тяжелого материального положения должностных и юридических лиц с целью замены штрафов устными замечаниями НА ПРАКТИЧЕСКИХ примерах;
  • Дополнительные соглашения об изменении существенных условий исполнения договоров в реестре договоров: обзор типовых ошибок;
  • «Дата завершения срока исполнения договора», «дата исполнения этапа договора»: противоречивые позиции прокуратуры и Минфина России.
  • 15. САНКЦИЯ за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика)- реестр недобросовестного поставщика: тонкости взаимодействия с ФАС России, хитрости участников закупок:
  • Требования к отсутствию участника закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в РНП: противоречия при указании в извещении, документации о закупке;
  • Представления руководителю ФАС России со стороны территориальных органов для принятия решения о включении участникам согласно приказа от 18.03.2013 № 164/13;
  • Рассмотрение сведений, направленные заказчиком вне зависимости от его места нахождения, территориальными органами ФАС России: правовое обоснование практической реализации;
  • Протокол разногласия, письмо –уведомление, интерфейс ЭТП, доказывающие уклонение от заключения договора: разбор сложных ситуаций на основе практики контроля;
  • Установление вины поставщика в части уклонения от заключения договора: бесспорные доказательства невиновности и не умышленных действий с позиции УФАС России, обуславливающих не включение в РНП;
  • Основания для обращения заказчика в суд с исковым заявлением о расторжении договора: практические примеры.

ПРАКТИКУМ: Пути минимизации негативных последствий для участников закупок в случае уклонения от заключения договора, поиск альтернативных вариантов решений 

16.1. Штрафы должностным и юридическим лицам за однотипные и систематические нарушения: специфика применения, «подводные камни» ходатайств и сбора доказательной базы (по материалам прокурорских проверок во взаимодействии с УФАС России):
Привлечение к административной ответственности за одно правонарушение и должностного и юридического лиц;

  • Скриншоты, не свидетельствующие о принятии всех возможных мер для исполнения требований Закона о закупках;
  • Применение иной информации, доказывающей основания применения альтернатив штрафов – устных замечаний для должностных лиц и предупреждений для юридических лиц;
  • Персональное назначение штрафов председателю и членам закупочных комиссий в случае нарушений запретов, установленных Положением о закупке и законом о закупках;
  • Причины наложения штрафов генеральным директорам в размере 32 000 рублей при выявлении нарушений при заключении и исполнении договора на сумму 200 000 рублей;
  • Действия заказчика (бюджетного учреждения, акционерного общества) в случае выявления правонарушений, приводящих к назначению многотысячных штрафов по результатам плановых проверок, с целью минимизации примененных мер ответственности.

ТРЕНИНГ: Правомерность применения устного замечания как альтернативы штрафа (характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжести наступивших последствий, а также учёт конкретных обстоятельств правонарушения и раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности).

17. КВЕСТ: Определение виновного должностного лица при выявлении нарушений, обуславливающих применение штрафов (проверки должностных инструкций, приказов руководителей о перераспределении обязанностей среди подчиненных, прав участия в подписании электронных документов, ознакомлений под роспись регламентирующих документов и т.п.) + степень виновности заместителя директора, администратора, кладовщика, помощника генерального директора, контрактного управляющего, специалиста по договорной и тендерной работе, начальника отдела правого и кадрового обеспечения, исполнявшей обязанности начальника бюро организации закупок правового отдела филиала в нарушениях закона о закупках

18. Круглый стол, ответы на вопросы, индивидуальные консультации.

44-ФЗ
18 октября 2017

10.00 -17.00 Обучение
11.00-11.30 Кофе-брейк
13.00-14.00 Обед

"Закупки по закону о контрактной системе (44-ФЗ): усиление прокурорского надзора и практика проверок финансового контроля во взаимодействии с ФАС России-2017. Управление исполнением контракта, применение санкций участникам закупок и заказчикам за неисполнение контрактных обязательств и антиконкурентные действия. Пресечение формального и недобросовестного отношения к закупкам на практических примерах в форме тренингов, кейс-стади и квестов" 

1.   Последние изменения в нормативно-правовом регулировании контрактной системы. Изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившие в силу и новые нормативные правовые акты (по состоянию на момент проведения семинара).

2.   АНОНС изменений в законодательстве о контрактной системе:

  • Автоматический мониторинг нарушений со 2 полугодия 2017 года и выписка штрафов за них;
  • Обязанность расчета НМЦК с учетом референтных цен;
  • Запрет на закупку мебели иностранного производства;
  • Внесение с 1 июля 2017 г. в реестр контрактов информации о договорах, заключаемых исполнителем с СМП (СОНО);
  • Отмена свидетельств СРО к строительным и проектным работам с 1 июля 2017 г.: новые правила установления требований к подрядчикам в закупках с учетом изменений Градостроительного Кодекса РФ от 03.06.2016 г. № 372.
  • Практическая значимость применения Приказа Министерства регионального развития России от 30.11.2009 № 624 с учетом внесенных изменений;
  • Членство в СРО субподрядчиков в зависимости от вида и цены работ: рекомендации по недопущению нарушений;
  • Перечень работ, выполнение которых должно осуществляться исключительно членами СРО;
  • Нестыковки, неточности, противоречия, двоякое толкование положений 372-ФЗ от 03.06.2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • ПРАКТИКУМ: установление государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями требований о наличии свидетельств СРО, в составе заявки ДО И ПОСЛЕ 1 июля 2017 г.
  • Поправки от января 2017 г. в законопроект № 623906-6 о переводе конкурсов, запросов предложений, запросов котировок в электронную форму – позиция ФАС и Минэкономразвития:
  • Закрепление в Законе N44-ФЗ понятия и функции независимого регистратора;
  • Новые требования к обеспечению заявок;
  • Новые сроки введения электронных закупок: с 01.01.2018г. – право, с 01.07.2018г. – обязанность;
  • Изменение порядка проведения электронного аукциона (один протокол разногласий, продление срока подачи заявок при наличии только одной соответствующей, возможность заключения контракта с третьим участником и т.д.).
3.   КОНТРОЛЬ (согласование) документов о закупке Федеральным казначейством, фин. органами субъектов РФ и муниципальных образований: ошибки методологии реализации с учетом изменений внесенных ПП РФ от 20.03.2017 N 315.
  • Структура финансового контроля;
  • Новые подходы к осуществлению контрольной деятельности;
  • Протокол о несоответствии контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 № 44-ФЗ: причины выявляемых нарушений;
  • ТРЕНИНГ: обзор типовых нарушений, выявляемых фин. контролем при проведении проверок, ревизий и обследований!!!
  • Правила проверки информации в ЕИС: сопоставление объемов финансового обеспечения с плановыми документами, корреляции извещений, документаций, протоколов и контрактов;
  • Тонкости применения подсистемы «Управление закупами» ГИИС «Электронный бюджет» для целей проверки соответствия НМЦК, цены контракта идентификационным кодам закупки;
  • Урегулирование разногласий заказчика с результатами осуществления фин. контроля;
  • Особенности реализации и применения рекомендаций Минэкономразвития России и субъектов РФ при осуществлении финансового контроля.

4.   Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»: обзор результатов применения и нюансы реализации в 2017 году с учетом НОВЫХ изменений, утвержденных коллегией СП РФ:

  • Проверки, анализ и оценка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, а также аудиторские доказательства незаконных действий;
  • Примеры оправдательных документов, предоставленных проверенными заказчиками.
5.   Неправомерная практика работы с планом закупок и планом-графиком в 2017 году: мониторинг ЕИС.
  • Нарушение правил формирования, размещения и внесения изменений в плановые документы;
  • Ошибки указания идентификационных кодов закупки;
  • Признаки ненадлежащего обоснования закупочных действий при формировании плана закупок и плана-графика;
  • Коллизии заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС и требований НПА РФ;
  • Способы минимизации ответственности должностных лиц при выявлении планирования закупок, не соответствующего требованиям Закона о КС: пошаговый алгоритм действий виновного должностного лица.
6.   Коммерческая и государственная тайна как основания не публикации информации о закупках в ЕИС: особенности применение требований ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Закона о государственной тайне от 21.07.1993 №5485-1
  • Право раскрывать информацию, содержащую конфиденциальную информацию;
  • Установление режима коммерческой тайны в заявках для подтверждения соответствия требованиям заказчика;
  • Лицензия ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в открытых закупках: классификация нарушений организаторов закупок.
7.   Каталог товаров, работ, услуг согласно ПП РФ от 08.02.2017 № 145: разработка, создание, наполнение и внедрение в практику 
  • Подводные камни практического значения «код каталога», «электронный магазин», «рефератная цена», «ценовая оферта от поставщика»;
  • Примеры добавления номенклатурных группировок и товаров в каталог;
  • Действия заказчика в случае отсутствия объекта закупки в каталоге. 
8.    Начальная (максимальная) цена контракта (НмЦК) и цена контракта (ЦК): обоснование формирования, включение в документации, выявления завышения и занижения НМЦК и ЦК 
  • Требования контрольных органов в части порядка обоснования НМЦК;
  • Завышение цены как доказательство ограничения участников закупки;
  • Приемлемые контрольными органами доказательства, подтверждающие занижение цен, не позволяющих выполнить работы, оказать услуги;
  • Перечень расходов, включаемых в НМЦК и ЦК;
  • Сокращение издержек заказчика при формировании НМЦК на закупку нового оборудования, технического обслуживания имущества, аттестации и обучения персонала и т.д;
  • Ошибки письменного и цифрового указания НМЦК в извещениях, закупочных документациях, протоколах и контрактах, а также противоречия цены контракта в финансово-коммерческих и технических предложениях: пути минимизации ответственности;
  • Отсутствие конкретной НМЦК в качестве доказательства ограничения количества участников закупки;
  • Критерии невозможности формирования участниками ценового предложения в заявках: не правомерные объектные и локальные сметы, наличие опыта поставок в размере не менее 20 % НМЦК договора длительного жизненного цикла.
9.    ЛИНЕЙНЫЙ КВЕСТ «Установление недостоверности содержания заявок участников закупок НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ»: 
  • Источники информации, доказывающие недостоверность сведений (например, руководство по эксплуатации, конструкторская документация, информация официальных сайтов, ответы производителей, письма дилеров (департаментов по работе с национальными ключевыми заказчиками), государственные реестры, регистрационные удостоверения и т.д.);
  • Протокол отказа заказчика и протокол разногласий участника закупок;
  • Проверки характеристик закупаемых товаров силами заказчика;
  • Возможность отмены ранее совершенных действий Заказчика по одностороннему расторжению контракта. 
10.  НЕЛИНЕЙНЫЙ КВЕСТ ДЛЯ ЗАКУПЩИКОВ «НЕ КОНКРЕТНЫЕ диапазонные показатели качества в заявках поставщиков и подрядчиков»: 
  • Разделка рыбы – голова, плечевые кости и внутренности должны быть удалены без разреза по брюшку или с разрезом по брюшку;
  • Температура в толще блока мороженной рыбы при выгрузке из морозильных установок должна быть не выше минус 18 °C;
  • Максимальное время выхода рабочего объема камеры электропечи в установившийся тепловой режим не более 100 мин;
  • Седелка полиэтиленовая с ответной нижней частью массой 0,370 кг;
  • Полное водоизмещение моторной лодки (катера) с прицепом для перевозки плавсредств не менее 13,5 тонн;
  • Влажность волокон льна сантехнического по факту не должна быть больше 16%.
11.  Порядок оценки заявок, как нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов: 
  • Раскрытие порядка применения и содержание «сравнительного метода», а также сведений о том, как должна производиться оценка и сопоставление заявок (порядок присвоения баллов) участников по каждому из указанных подкритериев;
  • Субъективный характер оценки заявок по критериям, установленным в документации;
  • Порядок присвоения баллов с учетом коэффициентов весомости как злоупотребление со стороны организатора закупки;
  • Обязательность /не обязательность величин значимости критериев оценки по стоимостным и не стоимостным показателям.
12.  Неоднозначные и противоречивые вопросы исполнения, изменения и расторжения контрактов по причине отсутствия надлежащего контроля должностных лиц заказчиков:
  • Приостановление и возобновление действия контракта;
  • Изменение графика исполнения контракта, предмета контракта, порядка финансирования и оплаты, дозакупки нового объема;
  • Ошибки доказательств уменьшения, как получателю бюджетных средств, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из указанных заключенных им государственных (муниципальных) контрактов;
  • Правомерные ограничения на изменение условий контрактов.
13.  Критерии и правила допустимости использования разрешенных и запрещенных приемов организаторами закупок (анализ практики контроля 2017 года): 
  • Завышенные и необоснованные требования к техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг;
  • Неценовая либо ценовая конкуренция в закупках: отличительные особенности нескольких производителей и нескольких участников закупок;
  • Тождество/разница терминов «аналог» и «эквивалент». Сложности указания их параметров;
  • ТУ изготовителя на конкретную продукция: допустимость указания реквизитов с позиции Минэкономразвития и практики контроля ФАС России;
  • Перечень стандартов, ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм, технических регламентов в описаниях объектов закупок (на конкретных практических примерах);
  • Единицы измерений и единицы величин: правильность указания в тех. задании;
  • КВЕСТ «Определение виновного должностного лица при выявлении нарушений, обуславливающих применение штрафов (проверки должностных инструкций, приказов руководителей о перераспределении обязанностей среди подчиненных, прав участия в подписании электронных документов, ознакомлений под роспись регламентирующих документов и т.п.)».
14.  Лицензии (разрешения) как требование в составе заявки:
  • Признаки абстрактных требований о соответствии участника требованиям действующего законодательства;
  • Правомерность неустановления требований о лицензии при закупках лицензируемых видов деятельности: положительная практика защиты в УФАС России;
  • Объединение в один лот работ, услуг, представленных на разных рынках с ограниченным кругом потенциальных участников закупки, обладающих разрешительными документами, как признак ограничения конкуренции;
  • Устав и выписка из ЕГРЮЛ как основания отклонения участников закупок;
  • Проверки соотношения целей и видов деятельности, определённых уставом, с предметом закупки;
  • Разные места нахождения участника закупки в уставе и выписке из ЕГРЮЛ.
15.  Демпинговые цены при проведении закупок: существенное занижение предлагаемых цен исполнения договора и алгоритм действий организатора закупки:
  • Дополнительные основания для отклонения заявок с демпинговыми ценами как противоречия требованиям 44-ФЗ;
  • Неправомерность требований представления в составе заявки дополнительного обоснования демпинговой цены договора;
  • Подтверждения обоснования демпинговой цены и законные запросы экономической обоснованности и расчета;
  • КЕЙС: ошибки ПРАКТИКИ реализации антидемпинговых мер. 

ТИПОВЫЕ ошибки заказчиков при составлении технического задания: обзор практики контроля 2017 года: 

  • Условные обозначения показателей не на русском языке и не общепринятые обозначения (например, umts с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов; содержание полуторных окислов (Al2О3 + Fe2O3) и т.д.);
  • Избыточные, не влияющие на потребительские свойства и не обусловленные объективной потребностью заказчика, характеристики (например: задержка сигнала 1: менее 2,5 мс, от входа OMNI IN до выхода OMNI OUT, частота дискретизации = 48 кГц; кронштейн мебельной полки должен быть изготовлен из шлифованной нержавеющей стали марки 12Х17 или 08Х18Н10, должен иметь форму прямоугольной трапеции и иметь не менее 2-х отверстий для крепления к стене и не менее 2-х отверстий для фиксации рабочей поверхности и т.д.);
  • Ошибки идентификации ГОСТ в информационно-справочной системе по техническому регулированию;
  • Не допустимость требований о соответствии поставляемых товаров ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП;
  • Отраслевые стандарты (ОСТ) как ограничение количества участников закупки;
  • Необоснованно узкие допустимые значения показателей, а также показатели, которые не фиксируются однозначным образом (например, полимеризации, поликонденсации и высокомолекулярные соединения).

ПРАВОМЕРНЫЕ технические задания на закупку товаров, работ, услуг с позиции ФАС России:

КЕЙС СТАДИ «Ловушки технических заданий», не нарушающие действующее законодательство.

  • Точные значения характеристик, допустимость «заточки» технического задания под конкретного поставщика, подрядчика, исполнителя, включение товарных знаков и моделей в документацию, правомерность указания показателей химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров и т.д.
  • Сертификаты соответствия или декларации о соответствии техническим регламентам, ГОСТ Р, ТУ как подтверждение качества закупаемых товаров: требования в тех. задании как обременение участников закупок.
  • Особенности установления дополнительных требований к участникам закупки при закупке подрядных работ: изменения практики ФАС России с учетом решения Верховного суда РФ от 22.08.2016 г. № АКПИ16-574
  • Разграничение понятий «капитальный ремонт» и «текущий ремонт».
  • Допустимые варианты установления подтверждающих документов в составе заявки (по материалам рассмотрения ФАС России жалоб участников в 2017 г.).

Детализация требований к товарам, работам услугам в ТЗ: пределы допустимости в целях закупки более качественных товаров и эффективного использования средств.

«Товарный знак или эквивалент» либо только «товарный знак»: неоднозначная практика контроля прокуратуры и УФАС России:

  • автомобиль «Chevrolet Niva 5 местный» или эквивалент;
  • масло моторное либо масло моторное «Мобил Ультра Хеликс» или эквивалент;
  • уголь каменный или антрацит Горловского или Кузнецкого бассейна.
  • Правила расчета в отношении характеристик товара и конкретных веществ, составляющих частей, входящих в состав закупаемых товаров.
  • Трудности идентификации ГОСТ, ГОСТР Р ИСО, ОСТ и пр. по номеру с дополнительной информацией в общероссийских классификаторах. Стандарты DIN и BIFMA 5.1 и Martindale, указываемые в технических описаниях в соотношении с открытостью информации.
  • Описание объектов закупок: критерии и правила допустимости использования разрешенных и запрещенных приемов организаторами закупок (анализ практики контроля за период внесенных с 1 июля 2016 г. изменений в 223-ФЗ по настоящее время).
  • Завышенные и необоснованные требования к техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг.
  • Неценовая либо ценовая конкуренция в закупках: отличительные особенности нескольких производителей и нескольких участников закупок.
  • Тождество/разница терминов «аналог» «эквивалент» сложности указания их параметров;
  • ТУ изготовителя на конкретную продукция: допустимость указания реквизитов с позиции Минэкономразвития и практики контроля ФАС России.
  • Перечень стандартов, ГОСТов, санитарно-эпидемиологических норм, технических регламентов в описаниях объектов закупки НА КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИМЕРАХ.
  • Единицы измерений и единицы величин: правильность указания в тех. задании.

 Импортозамещение в закупках: пути и способы реализации 2017 года:

  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок;
  • Требования о запрете участия в закупке организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой республики;
  • Указания страны происхождения товара в техническом задании закупочной документации: позиции контроля;
  • Обязательные условия приоритета российских товаров, работ, услуг при реализации ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 в закупках обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей;
  • Применение Постановления №925 в отношении стран не входящих в состав ВТО и ЕАЭС: обзор публичных и частных разъяснений Минэкономразвития России.

Дисквалификация генеральных директоров, а также оборотные штрафы поставщикам, подрядчикам, исполнителям в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: реализация в практике, специфика судебного обжалования и нюансы применения на КОНКРЕТНЫХ примерах:

  • Дисквалификация как лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: ОБЗОР ЖАЛОБ генеральных директоров ООО, ПАО и др. на постановления мировых судей;
  • Протесты прокуратуры на определения мировых судей при возвращении дел в отношении Генеральных директоров ООО, ПАО для устранения недостатков при выявлении неисполненных обязательств по контрактам;
  • Имущественный ущерб в крупном размере по причине срыва исполнения контрактов и дезорганизации деятельности заказчиков: позиции прокуратуры;
  • Несостоятельность доводов защитников генеральных директоров юр. лиц: обзор типовых ошибок (по материалам судебных разбирательств 2016-2017 годов);
  • Штрафы должностным и юридическим лицам за однотипные и систематические нарушения: специфика применения, «подводные камни» ходатайств и сбора доказательной базы (по материалам прокурорских проверок во взаимодействии с УФАС России);
  • Привлечение к административной ответственности за одно правонарушение и должностного и юридического лиц;
  • Скриншоты, не свидетельствующие о принятии всех возможных мер для исполнения требований Законодательства о контрактной системе;
  • Применение иной информации, доказывающей основания применения альтернатив штрафов – устных замечаний для должностных лиц и предупреждений для юридических лиц;
  • Персональное назначение штрафов председателю и членам закупочных комиссий в случае нарушений запретов, установленных Положением о закупке и законом о закупках;
  • Действия заказчика в случае выявления правонарушений, приводящих к назначению многотысячных штрафов по результатам плановых проверок, с целью минимизации примененных мер ответственности;

ТРЕНИНГ: правомерность применения устного замечания как альтернативы штрафа (характер совершенного правонарушения, размер вреда и тяжести наступивших последствий, а также учёт конкретных обстоятельств правонарушения и раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности).

16. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ как объект проверки: обзор выявляемых нарушений:

  • Должность «контрактный управляющий», «сотрудник контрактной службы» в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • Типологизация ошибок при включении доп. обязанностей в должностные инструкции;
  • Минимально допустимые сроки освоения программ повышения квалификации;
  • Поддельные документы, подтверждающие обучение, в сфере закупок сотрудников;
  • Полномочия контрольных органов по проверке соответствия должностных лиц заказчиков требованиям Закона о КС и профессиональным стандартам;
  • Директор, заместитель руководителя, заместитель главного бухгалтера, начальник отдела в качестве законных руководителей контрактных служб: эффективные стратегии защиты заказчиков;
  • ПРАКТИКУМ «Распределение и закрепление функциональных обязанностей и зон ответственности».

 

Стоимость участия:

Участие в 3-х дневном семинаре-практикуме – 46 900 руб.
При обучении 2-х и более сотрудников и постоянным клиентам  – 44 900 руб. 

Пакетное предложение:

Обучение + проживание (16-18 октября) в стандартном 1-номестном  номере - 55 600 руб./чел.
От 2-х человек: Обучение + проживание (16-18 октября) в стандартном 2- местном  номере - 52 600 руб./чел.
В стоимость входит: обучение, методические материалы, обеды, кофе-брейки, минеральная вода, именной сертификат участника.

Дополнительные преференции:
Диплом о профессиональной переподготовке «Эксперт в сфере закупок» 258 ак. часов при продолжении обучения в дистанционном модуле 6 недель - БЕСПЛАТНО!

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Также Вы можете войти через:
При входе и регистрации вы принимаете пользовательское соглашение