Практический семинар по 44-ФЗ 14 февраля 2019 в Казани
Семинар по 44-ФЗ
14 февраля 2019 года
г. Казань, отель «Ibis Казань Центр»
Семинар ведет: Толстобоков Олег Николаевич – к.т.н., доцент кафедры государственных и корпоративных закупок ГОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования» Минобрнауки России, действующий эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный Министерством юстиции РФ (свидетельство №2390 от 28.04.2016), эксперт по качеству (№ диплома БВС 0928033), референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, соавтор совместного издания Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС России для заказчиков и поставщиков "ПРОВЕРКИ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА", автор более 195 статей по практике надзора, контроля и аудита закупок, опубликованных в 2013-2018 годах в специализированных изданиях;
2011-2014 старший инспектор по комплексному контролю государственных и общественных закупок Счетной палаты Российской Федерации;
2008-2011 заместитель начальника отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России.
ГОСЗАКУПКИ – 2018.
ИТОГИ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В 2018 ГОДУ:
ПУТИ РЕШЕНИЯ НЕОДНОЗНАЧНЫХ ВОПРОСОВ ПРАКТИКИ, АНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕМЫХ НАРУШЕНИЙ, ПОДГОТОВКА К НОВАЦИЯМ 2019 ГОДА.
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЕМ КОНТРАКТОВ НА ПРИМЕРАХ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЯ, НАДЗОРА И АУДИТА ЗАКУПОК
9.30 -10.00 Регистрация участников
13.00-14.00 - Обед
10.00-18.00
1. ПЕРВАЯ практика контроля НОВЫХ СПОСОБОВ ЭЛЕКТРОННЫХ закупок: ОБЗОР ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА
Неоднозначные выводы о присвоении максимального количества баллов в дополнительной подаче предложения о цене контракта при проведении конкурсов в электронной форме;
Технические аспекты уведомлений о наименьшей цене контракта, предложенной участником конкурса в соответствии с ч. 9 ст. 54.5 № 44-ФЗ;
Критерии оценки и величины значимости с электронном запросе предложений с учетом изменений от 03.08.18 № 311-ФЗ;
Ошибки документаций о проведении запросов предложений в электронной форме;
Право /обязанность заключения контрактов с участниками закупок, заявкам которых присвоен второй номер с учетом положений ч. 13 и ч. 14 ст. 83. 2 Закона о КС;
Специфика признания запросов котировок в электронной форме несостоявшимися по основаниям предусмотренным ч. 14 ст. 83.2 (возврат заявок, продление срока подачи заявок и т.д.) НА КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ примерах из практики контроля Центрального аппарата и территориальных органов ФАС России;
Оправданные уклонения от заключения контракта (на примерах практики за II полугодие 2018 года);
ПРАКТИКУМ: позиции ФАС России на практике составления ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ заявок в аукционе в электронной форме (согласие с использованием программно-аппаратного комплекса площадок и (или) конкретные показатели товаров (стройматериалов) используемых при выполнении работ и оказании услуг), а также нюансы практики спец. счета для обеспечения заявок
2. Пути решения НЕОДНОЗНАЧНЫХ и СПОРНЫХ вопросов в 2019 году: алгоритмы действий, рекомендации
2.1. Усиленная квалифицированная подпись всех участников контрактной системы с 1 января 2019 г. и положения ГОСТ Р 34.10-2012;
2.2. График оплаты и график выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с НОВЫМИ требованиями Приказа Минстрой России от 05.06.2018 № 336р;
2.3. Инвестиционный и ценовой аудит для целей одновременного выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства при реализации положений ПП РФ от 12.05.2017 № 563;
2.4. Отзыв лимитов бюджетных обязательств и отлагательные условия исполнения контракта: легитимные способы изменения условий исполнения контракта, положительный опыт (оплата по мере поступления средств из бюджета и т.д.);
2.5. КАТАЛОГ товаров, работ, услуг при планировании закупок на 2019 год (идентификационный код, единицы измерения «у.е.», ОКПД, дополнительные и основные характеристики «каталожных» позиций и т.д.);
2.6. ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: достоверность смет, ошибки применения, завышение сметной стоимости, пути решения спорных ситуаций;
ДИСКУССИОННАЯ ПАНЕЛЬ: ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕИС В 2018-2019 ГОДАХ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПП РФ ОТ 23.12.2015 № 1414 И ПЕРЕХОДА НА ЭЛЕКТРОННЫЕ ФОРМЫ ЗАКУПОК (публикация в ЕИС документов с «рукописными» подписями, размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений, одновременно с размещением измененных информации и документов, а также размещение файлов следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip): позиции ФАС России и Верховного суда РФ
3. Условия реализации НОВОГО ПОРЯДКА НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ЗАКУПОК, утверждённого Приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н
Заявки в закупках с запретом на импорт: обзор практики на примерах реализации ПП РФ от 26.09.2016 № 968, от 05.09.2017 № 1072, от 16.11.2015 № 1236;
ПРАКТИКУМЫ: Допуск/недопуск заявок предлагающих иностранную радиоэлектронную продукцию, программное обеспечения и мебель с учетом изменений «подхода» к импортозамещению
4. Модернизация системы контроля в 2019 году: перспективы реализации
НОВЫЙ единый порядок проверок;
Исключение полномочий контрольных органов на муниципальном уровне;
Контроль контролирующих органов (публикации нарушений УФАС России в ЕИС, проверки Федерального казначейства внутренних финансовых контролеров): новеллы 2019 года;
«Блокирующий» и «предупреждающий» контроль;
Ошибки заказчиков при взаимодействии с контрольными органами: правовые последствия
5. Сроки для начала закупок после изменения плана-графика с учетом изменений ПП РФ от 16.08.2018 № 952
МИНИМАЛЬНЫЙ срок для начала конкурентных закупок, дата отсчета срока после изменения плана-графика в случае признания несостоявшейся;
Нюансы ПЛАНИРОВАНИЯ закупок в 2018-2019 годах: анализ ошибок, выявленных контрольными органами (нарушение правил формирования, размещения и внесения изменений в плановые документы; способы минимизации ответственности виновных должностных лиц при выявлении планирования закупок, не соответствующего требованиям Закона о КС; проведение закупок, не соответствующих информации, указанной в плане-графике и плане закупок);
6. ПРАКТИКУМ реализации изменений в порядке расчета объема закупок у СМП, СОНКО, новые особенности подготовки до 1 апреля 2019 года отчета о закупках к СМП (СОНКО)
Расчет доли закупок СМП (СОНКО), вычет закупок у ед. поставщика и средств для обеспечения обороны страны и безопасности государства и не принятие мер по осуществлению закупок как обстоятельство отягчающее ответственность виновных должностных лиц;
Объем привлечения СОНО, СМП в проценте от цены контракта (не менее 5%, не менее 15 % от цены контракта и т.д.): кейсы и практики;
7. Единый агрегатор торговли (ЕАТ): новый регламент проведения мелких закупок с 1 ноября 2018 г.: нормативно-правовые ухищрения и правила реализации требований Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р
Выбор позиций в каталоге «агрегатора» для закупок стоимость которых ниже чем предложения «агрегатора»;
Способы валидации (проверки) товара (работа, услуги) включенной в каталог ТРУ ЕАТ;
Депозит, оплата комиссионного сбора, обеспечение обязательств по сделкам: ОПОРНАЯ БЛОК-СХЕМА каждому участнику;
Двойные классификационные инструменты: варианты устранения технических трудностей и ошибок;
Порядок регистрации заказчиков и аккредитации участников закупок: полезный опыт состоявшейся практики;
Закупочная сессия на протяжении 2 (двух) часов или 24 (двадцати четырех часов): нюансы подачи первого ценового предложения;
Заключение сделки и реестр закупок: необходимость включения в реестр закупок договоров до 100 и 400 тысяч рублей, заключенных без использования ЕАТ
Порядок зачисления и вывода(возврата) денежных средств из банка оператора (АО АКБ Новикомбанк);
КЕЙС СТАДИ. Шаги участника закупок в ЕАТ (регистрация, внесение товаров работ услуг в каталог, динамика ценового предложения и т.д.)
8. ИТОГИ прокурорских проверок исполнения законодательства о закупках в 2018 году: особенности прокурорского реагирования при выявлении нарушений 44-ФЗ, информационного обеспечения закупок и нарушений прав хозяйствующих субъектов
Манипуляции заказчиков при реализации 44-ФЗ, вскрываемые надзорным ведомством;
Незаконный выбор заказчиками неконкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
Надзор своевременности оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
8.1. ИТОГИ проверок законности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки путем проведения в 2018 году АУДИТА ЗАКУПОК (ст. 98 Закона о КС): причины нарушений, выявляемых в ходе экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов (КСО) субъектов РФ и муниципальных образований
Негативные и положительные тенденции развития контрактной системы;
Результаты анализа конкуренции при осуществлении закупок (среднее количество поданных заявок на одну закупку, среднее количество допущенных заявок на одну закупку, доля закупок у ед. поставщика) и показатели конкурентности и эффективности закупочной деятельности 0 % от общего объема размещенных заказов: способы защиты заказчика в спорах с инспекторами КСО;
Целенаправленные действия должностных лиц как причина отклонений, нарушений и недостатков, выявляемых в ходе контрольных мероприятий в рамках аудита в сфере закупок (заключение заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств; неприменение мер ответственности по контракту (отсутствие взысканий неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя); приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров) и т.д.)
Изменение условий контракта, приводящих к дополнительному расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ и двукратные размеры штрафов за дополнительно израсходованные средства: практика применения «расчетных» штрафов согласно ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ
9. СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПА ДОБРОСОВЕСТНОЙ ЦЕНОВОЙ и НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ: итоги РЕАЛИЗАЦИИ новой редакции ст. 8 № 44-ФЗ в 2018 году
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения на основании анализа поведения заказчика и участника закупок;
Договорённость в письменной или устной форме и факты наличия антиконкурентных соглашений в зависимости от правил, установленных гражданским законодательством (ст. 154, 160, 432, 434 ГК РФ);
9.1. Контракты с заранее определенными поставщиками: пути реализации и несовершенство установленных подходов контрольно-надзорных органов (по материалам проверок 2018 года)
Неформальные связи с поставщиками и заведомый выбор будущего победителя конкурентной закупки: «оправдательные» и «обвинительные» варианты;
Отсутствие конкуренции со стороны других добросовестных поставщиков: ТИПОЛОГИЗАЦИЯ приемов, пресекаемых ФАС России;
КОПИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ С ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ СОТРУДНИКОВ ЗАКАЗЧИКОВ и УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК как доказательство соглашений по заранее просчитанной стоимости участия в закупке;
Сильные и слабые стороны протоколов допросов свидетелей, участников антиконкурентных соглашений НА ПРИМЕРАХ материалов прокурского контрольного мероприятия;
Услуги по подготовке заявок на участие в закупке, консультационные и юридические услуги как доказательство создания преимущественных условий участия в закупке и нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ);
КЕЙС - СТАДИ. Критерии бесперспективного участия в закупках иных организаций по причине удовлетворения потребности заказчика исключительно одним хозяйствующим субъектов (избыточность требований не связанных с предметом торгов)
- наличие терминала для оплаты услуг мобильной связи; наличие крытой автостоянки не менее, чем на 15 мест; автономные емкости для хранения резервной воды объемом 80 куб.м при закупках санаторно-курортных услуг;
- Требование об указании точного адреса местонахождении объекта для целей проведения выставочных мероприятий;
- Использование автотранспортных средств с годом выпуска не ранее 2007г при оказании услуг по перевозкам;
- Снятие растительного грунта с перемещением до 10 м бульдозерами мощностью: 79 кВт (108 л.с.) при выполнении подрядных работ;
- Вывоз твердых бытовых отходов автотранспортом с геометрическим объемом кузова 24 м 3 и др.
9.2. «ЦЕНОВАЯ ЗАТОЧКА» в закупках: дорогостоящие эквиваленты с учетом среднырыночных цен и начальных (максимальных) цен контрактов (автомобили LADA Priora, Peugeot 308 SW и LADA Cross как эквиваленты автомобиля Лада Kalina универсал; Телефоны Apple iPhone и Vertu Aster и пр.), а также соглашения о выделении денежных средств (субсидий) на приобретение исключительно конкретных марок товаров как обеспечение эффективности использования средств и ограничение неценовой конкуренции.
10. СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК В СФЕРЕ образования (по материалам проверок 2018 г.):
дробление закупок до 400 тысяч рублей и одноимённости закупаемых товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок (закупка ПК и мониторов, замена оконных блоков на сумму 63 292 руб и 387 000 руб. в школе и др.);
детализация требований к товарам, работам услугам в ТЗ: пределы допустимости в целях закупки более качественных товаров и эффективного использования средств (на примерах закупок фруктовый сок для детского питания, текущего ремонта помещений, обслуживания орг. техники и др.);
право заказчика приобретать бывший в употреблении товар и запрет устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара;
«первая» и «вторая» подпись денежных и расчетных документов: нюансы практики;
«день оплаты контракта», «заявка на кассовый расход» как день исполнения контракта: особенности формулировок в контракте важные для заказчика и контрольного органа;
отсутствие требований в законодательстве о КС требований о направлении в реестре контрактов после каждого подписания акта приемки оказанных услуг и требования п. 12 ПП РФ от 28.11.2013 № 1084;
«неопытность должностных лиц» и «плохая работа Интернета» как обстоятельства смягчающие административную ответственность: реакция УФАС и прокуратуры;
приемочные комиссии как неэффективный инструмент реализации закона о КС.
10.1. СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ и (или) оказания услуг общественного питания (по материалам проверок 2018 г):
расхождения по качеству при приемке продуктов питания в силу технической ошибки спецификации контракта, размещение в ЕИС информации о расторжении контракта до момента вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта как основания применения штрафов к виновным должностным лицам заказчиков;
умышленные действия (бездействия), приведшие к невозможности исполнения контракта (поставка товара за истечением срока действия контракта, однократное нарушение срока, дополнительная поставка оборудования в части устранения недостатков, установленных в акте приемки оборудования, готовность поставлять продукты питания надлежащего качества в соответствии с договорами заключенными с иными производителями и т.д.): ошибки участников закупок;
обстоятельства, указывающие не на недобросовестность исполнителя по организации услуг общественного питания (направление информации на электронную почту заказчика,, направление отчетных документов заказчику до момента вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, протоколы разногласий на этапе подписания контракты, не принятые заказчиками, детальный анализ контракта с учетом характера договора и условий оборота, пояснительные записки, раскрывающие суть договорных отношений, и др.);
ПОКАЗАТЕЛИ ЗАКУПАЕМЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (вариативность нескольких значений, возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристикой товара и т.д.)
Практикум : Отсутствие четко прописанных требований к функциональным и качественным характеристикам продуктов питания
10.2. «КОММУНАЛЬНЫЙ» контракт (договор): ведение, исполнение и расторжение в 218-2019 годах
Специфика ретроактивной оговорки «распространяется на правоотношения с 1 января…», а также планирования и обоснования
Нюанс декабрьского платежа: позиции фин. контроля и Минфина России
Закрытие коммунального контракта полностью либо дополнительным соглашением о расторжении контракта по соглашению сторон
11. «САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ» формирования заказчиком объекта закупки, исходя из целей и потребностей: когда и как обойти острые углы?
Возможность точного и четкого указания требований к закупаемому товару (весу, упаковку, маркировке);
Неравные условий производителей товаров;
Равная юридическая сила деклараций соответствия и сертификатов соответствия в течение срока годности или срока службы продукции: обязательность (необязательность) требований в закупках;
Требования по качеству исходя из положений товаросопроводительных документов как ограничение участников закупок, которые на момент подачи заявок не имеют в наличии товары;
Дискретность диапазонных значений и качественных характеристик;
11.1. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА как условие контракта и содержание заявки участника закупки: отличительные особенности и хитрости заказчиков
12. УКРУПНЕНИЕ ЛОТА В ЗАКУПКАХ КАК ПРАВОМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЗАКУПКИ, НМЦК, СУММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ И ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
КРИТЕРИИ единой закупки на несколько адресов поставки товаров с учетом разных районов но в пределах одной территориальной зоны: новые подходы ФАС России;
Доказательства, свидетельствующие о невозможности закупок разными лотами (технологический процесс, специфика закупки, экономическая целесообразность, баланс интересов участников закупки и заказчика, неразрывность связи с объектом закупки);
13. Особенности заключения и исполнения контрактов (договоров) при изменении ставки НДС с 1 января 2019 г.
Влияние новой ставки НДС на отношения, связанные с заключением и исполнением «длящихся» и «переходных» контрактов, договоров;
Обеспечение применения новой ставки НДС в размере 20 % по новым отгрузкам и покупкам наряду со старой ставкой НДС в размере 18 % по отгрузкам, осуществленным по 31 декабря 2018 года;
Увеличение стоимости товаров (работ, услуг) на 1,67 % в 2019 году: все «за» и «против»;
Заключение дополнительных соглашений к уже заключённым договорам после 1 января 2019 года;
Ставка НДС до и после 1 января 2019 г. в авансовых платежах, первичных учетных документах (накладных, актах, счетах-фактурах и т.п.);
«Искусственное» увеличение или уменьшение ставки НДС в составленных до 1 января 2019 г. и полученных после 1 января 2019 г. документах о приемке;
14. ИСПОЛНЕНИЕ контракта, регулируемого нормами гражданского законодательства Российской Федерации: оценка правоотношений, возникающих между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком
расторжения контрактов по соглашению сторон по факту выполненных работ, без применения к подрядчику мер ответственности за нарушение условий контракта: тактика зашиты в спорах с контрольными органами;
добросовестность/ не добросовестность исполнения обязательств по контракту: ТРЕНИНГ по практике ведения реестра недобросовестного поставщика (РНП);
14.1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ либо НЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДОЗАКУПОК НА 10 %: реализация нормы закона о КС в отношении контрактов с большими спецификациями либо комплексными объемами работ (на КОНКРЕТНЫХ примерах практики контроля, надзора и аудита закупок)
15. Расторжение контракта за сроками его действия: соотношение ч. 3 ст. 425 ГК РФ и 44-ФЗ
Отличительные особенности срока действия контракта и срока действия обязательств;
Подтверждение новизны предлагаемого товара и закупки бывших в употреблении товаров : спорные ситуации с контрольными органами;
16. ФОРМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАКУПКАМ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ: основные признаки, обстоятельства возникновения и устранения (доказательство, не позволяющие однозначным образом оценить действия заказчика)
16.1. Определение понятия «малозначительность» правонарушения в закупках - установленная мера ответственности в целях предупреждения совершения новых правонарушений (краткий обзор практики в сфере закупок 2018 г)
Временной интервал, вред и тяжесть наступивших последствий как основание не применения устных замечаний в качестве альтернатив штрафам: практическая реализация ст. 2.9 КоАП РФ;
Идентичные составы административных правонарушений, совпадающие со временем совершения на один и более день как основание не применения штрафов на примерах нарушений ведения реестра контрактов и отчетов об их исполнении и требования ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ;
Исключительные обстоятельства не применения штрафа в размере 50 000 рублей к виновным должностным лицам;
Вред, размер, характер, объем нарушений приводящий к устному замечанию: позитивный опыт проверенных заказчиков;
16. КРУГЛЫЙ СТОЛ: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разбор конкретных ситуаций в формате КЕЙС-СТАДИ.
Семинар 44-ФЗ
1 день (44-ФЗ) -12 900 руб./чел.
От 2х участников и Постоянным клиентам: 9 900 руб./чел.
НДС не взимается. В стоимость входит: участие одного представителя в семинаре, обед, методические разработки, именной сертификат участника.
Желающие могут получить Диплом о профессиональной переподготовке «Эксперт в сфере закупок» 258 ак.час. 44-ФЗ + 223-ФЗ) или Удостоверение о повышении квалификации по ФЗ-44 (120 ак.час.), продолжив обучение в дистанционном модуле программы.
Доплата за Удостоверение о повышении квалификации - 3 000 руб./чел.
Доплата за Диплом о профессиональной переподготовке - 4 000 руб./чел.
Комментариев пока нет